Газета «Ленинское Знамя», 20 июля 1962 года, пятница.

 

ПОБЕДИТЕЛИ

 

 

Для обоих этот полет был не совсем обычным. Он как бы подводил итоги их полугодового соревнования. До сих пор у летчиков все шло одинаково. Оба, как обязались, все полетные задания выполняли только на «отлично», овладели знаниями и навыками в объеме офицера-техника, имели равное количество пробоин в мишенях при стрельбе из личного оружия…

А теперь вот пришло время посостязаться в одном из главных видов подготовки истребителя – перехвате целей на дальних подступах.

…Десятибалльная облачность начиналась с четырехсот метров и заканчивалась на высоте девяти километров. Ею и решил воспользоваться «противник».

Но локаторщики обнаружили его на сверхдальнем расстоянии. Радиосигналы принесли точные данные о нем  на Н-ский аэродром. Отсюда одновременно взлетели первоклассные истребители капитаны Беспалов и Рыбаков. Они ушли разными курсами, но в один район перехвата. Им предстояло очень серьезное испытание.

…Ночь. Непроглядная пелена, окутывающая самолеты. Самый дальний рубеж перехвата… Трудно представить более сложные условия для всесторонней проверки боевого мастерства авиаторов.

Точно выдерживая режим полета, офицеры уверенно продолжают полет навстречу «противнику».

Встреча произошла. Но не так, как хотелось бы. Вначале были применены активные помехи. Экраны перехватчиков заискрились многочисленными засветками. Где тут цель? Чтобы разобраться, выделить нужную отметку среди сотен других, надо обладать незаурядными навыками. Беспалову и Рыбакову удалось найти необходимые им импульсы. Они пошли на сближение с бомбардировщиками. И вдруг – новое осложнение. Многочисленные засветки внезапно превратились в мерцающие полосы, пересекающие экраны. Пассивные помехи! Исчезли отметки целей. Теперь их не восстановить. Что делать? Для умелых выход всегда имеется. Нашли его Беспалов и Рыбаков. Соревнуясь, они глубоко изучили свою боевую технику, тщательно разобрались в устройстве и работе радиолокационного прицела. И вот сейчас оба берут «голову» полос за цели, ручкой ограничителя «подрезают» хвост помех. «Противник» обнаружен. Стремительное сближение. Атака.

Бомбардировщики пытались увернуться от ударов резким маневром по скорости и высоте. Это их не спасло.

Подводя итоги полета, командир обоим летчикам объявил благодарность. Он не смог выделить лучшего из них. Оба достигли одинаково высокой боевой выучки. Оба победили.

Офицеры рассказывают, что во время спортивных празнеств они всегда участвуют в эстафете. Палочку передают из рук в руки, и она, как правило, доставляется к финишу самой первой. И тогда их, победителей, все поздравляют.

Борясь за высокое боевое мастерство, каждый идет по своей «беговой дорожке», а к финишу – очередному рубежу в соревновании – оба приходят первыми. Существенная разница здесь лишь  в том, что на беговых дорожках все обходится без взаимной помощи, а в соревновании она выступает как одно из решающих условий успеха.

Так было и год назад. Тогда оба летчика имели второй класс и обязались приобрести первый. Высшая классность – это показатель боевой зрелости истребителя. Получить ее – значит стать настоящим воздушным бойцом.

Обоим пришлось нелегко.

Владимир Беспалов летал хорошо. Начал осваивать программу летчика первого класса. И тут заболел. Пришлось лечь в постель. Потом отправиться в санаторий. Вернулся он и приступил к полетам, когда эскадрилья шагнула далеко вперед. Николай Рыбаков уже летал ночью…

Ни на минуту не забывал Владимир о своем обязательстве. Переживал. Ему очень не хотелось отстать от товарища. Что касается Рыбакова, то у него встретились трудности другого порядка. Не все ладилось с посадкой, особенно в ночных условиях при боковом ветре. Он тоже переживал. Ведь если не устранить «слабые места» в своей подготовке, - можно экзамен не сдать. Болели за него и командиры. Особенно командир звена майор Фролов. Он делал все для того, чтобы помочь подчиненному избавиться от ошибок.

К осени уехал отдыхать Рыбаков. В это время Беспалов, летая с полной нагрузкой, наверстывал упущенное. И когда оба летчика снова собрались вместе, они шли уже на одном уровне. И теперь во всем помогали друг другу. Бывало, вместе садились за тренажер. Сначала один следил за действиями другого, потом менялись местами. А после разбирали ошибки. Беспалову легче давались посадки. Он охотно передавал свой опыт товарищу:

- После четвертого разворота старайся, чтобы угол планирования был постоянным. Не рыскай вверх-вниз, тогда будешь снижаться на одной скорости. Избежишь ошибок в расчете.

Советы друга приносили большую пользу. Николай допускал все меньше и меньше ошибок при посадке.

Для первого класса нужно не только хорошо летать. Требуются еще и глубокие знания по теории воздушной стрельбы, аэродинамике, тактике воздушного боя и т.д.

Офицеры занимались вместе. Старались, чтобы ни у одного из них не осталось никаких неясных вопросов. И вот пришло долгожданное время сдачи экзаменов на первый класс. Волновались друзья. Волновались и их командиры. Учебный год подходит к концу. Надо подводить итоги соревнования. Какие результаты принесут подразделению Беспалов и Рыбаков, взявшие на себя столь высокое обязательство?

Члены приемной комиссии были строгими и принципиальными. Они требовали точных, глубоких ответов по всем теоретическим дисциплинам. Но не разу ни на чем не запнулись Рыбаков и Беспалов. Не нашлось у членов комиссии вопроса, которым бы они поставили летчиков в тупик. Обоим были выведены отличные оценки.

Потом начался второй этап экзаменов – полеты. В зоны с обоими авиаторами поднимался один и тот же проверяющий офицер Строцкий. Он был удивлен тем, насколько похож летный почерк истребителей. По всем элементам полета Николаю и Владимиру были поставлены только «пятерки». Безупречно выполнили оба и зачетные перехваты.

Экзамен выдержан! Обязательство выполнено! Неутомимым трудом два истребителя вышли в маяки части. На них стали равняться все.

Какие же задачи Рыбаков и Беспалов решают сейчас?

Они обязались подтвердить первый класс, по-прежнему летать только отлично, уничтожать цели с первой атаки на дальних рубежах, быть в постоянной готовности в любых условиях нанести сокрушительный удар по агрессору, если он посмеет нарушить покой нашей Родины.

… Ночь взорвал грохот турбин. Один за другим взлетели два истребителя. Это коммунисты капитаны Беспалов и Рыбаков ушли на перехват.

Соревнование продолжается,

Больших успехов вам, друзья!

Старший лейтенант Н.БЕЛОВОЛ

 

Рыбаков Николай Александрович, летчик испытатель. Погиб при испытаниях.
 

 

.