НОВЫЙ ХОЗЯИНГод спустя после бесславного ухода купца А. И. Щербакова, типичного представителя первых русских предпринимателей, в Заводо-Успенке появился английский подданный, крупный фабрикант И. Е. Ятес. Без всяких торгов он купил фабрику за сравнительно небольшую сумму — 72 тысячи рублей. Сюда относились двухэтажный производственный корпус с двумя каменными пристройками и древесно-массным заводом, запасы сырья. Фабрика была хорошо оснащена — всем необходимым оборудованием, аппаратами усовершенствованных систем, паровым отоплением и электромашиной. Управлял ею сын Ятеса — Владимир, немедленно прослывший в народе как грубиян, пьяница и бабник. В 1903 году, после капитального ремонта, фабрика вновь ожила — дала бумагу. Вернулись к машинам и станкам рабочие, которые в последние три года вынуждены были искать средства к существованию разными промыслами и подрядами. Одни нанимались в лесное хозяйство, где делали шпалы и доставляли железной дороге. Другие в поисках работы отправлялись со своими семьями в города. 5 октября 1985 г. № 120.
С новым хозяином жизнь не стала слаще. Тот же 12-часовой рабочий день, те же мизерные заработки, от которых рабочие семьи едва сводили концы с концами, те же условия труда. Добавились только ятесовское презрение к черни, его высокомерие, откровенная грубость и рукоприкладство. Позднее были отменены даже те ничтожные пособия инвалидам труда, какие ввел бывший фабрикант Щербаков. Это вызвало среди рабочих протест. Они наняли адвоката, который после долгих хлопот все же добился, чтобы Ятес выплатил инвалидам всю положенную сумму за двенадцать лет по 1000 рублей каждому. Правда, адвокат старался не без корысти: с каждой тысячи он брал, по договоренности с инвалидами, триста рублей. С того времени хозяин обязан был ежемесячно оплачивать инвалидам 7 рублей. Но ни за какие гонорары нельзя было обрести адвоката, который бы защитил и вызволил фабричных из плена церковных предрассудков и темной безграмотности. Быт и культура в поселке оставались без перемен со времен «пьяного» завода. Одна утеха рабочему — кабак с его хмельным разгулом и драками, с лихими и до слез тоскливыми песнями о неволе, загубленной жизни.
СТЫЧКА ЗА ПЯТАКРассказ Александра Парфеновича Рябкова.Помню отца. Тощий, бледный, он уже, несколько лет был прикован чахоткой к постели. Иногда поманит меня пальцем и рассказывает о тяжелой работе, своей беспросветной жизни. — Теперь кому я нужен такой? Руки не слушаются. Будто плети. А сильны были, много могли эти руки — хоть слесарить, хоть машины налаживать. Учись сынок. Безграмотному шибко худо. Изведут тебя, надломят заводские работы. Двенадцати лет я пошел в Николаевское приходское училище в Тюмени. Учился прилежно. Окончил три класса и поступил на работу в чайную-развесочную компанию Губкина-Кузнецова. Причиной тому была смерть отца. Трое нас — мать, я и младший брат вовсе остались без средств. Жить стало невмоготу. Своего заработка хватало только на хлеб с квасом, и того вскоре лишились: меня выгнали из чайной. Однажды к нам приехал двоюродный брат из Заводо -Успенки, где работал механиком на бумажной фабрике. — Ну, как поживаете? — спрашивает. — Живем — горе мыкаем. Посмотрел он на наше житье и говори матери: — Отпусти Саньку на неделю-две в Успенку. Может, на работу устрою. Мать заплакала: «Малец еще, куда его там?» Но согласилась. Поставили меня учеником слесаря в механический цех. Это было в 1905 году, мне тогда исполнилось семнадцать лет. Мастер и не думал меня учить специальности, был я при нем мальчиком на побегушках. То за водкой ему сбегай, то еще за чем. Все в цехе, кому не лень, могли заставить меня выполнять грязную работу, дать подзатыльника. А у меня руки тянулись к слесарному делу. Редко когда удавалось в удовольствие поработать за верстаком. Четыре года прошло, а я ничему так и не научился. Получал 20 копеек в день. Утешало то, что не один я такой на фабрике. Другие ученики, мои сверстники, зарабатывали еще меньше. Пришел срок на службу. Отслужил до 1914 года и вернулся на фабрику. Теперь приняли слесарем на самостоятельную работу. Разговорился я однажды с одним рабочим, он меня и спрашивает: — Какое жалованье у тебя? — Девяносто пять копеек за день. — Маловато. Ты сходика к хозяину и попроси. Может быть, пятак накинет. — А сам, вижу, хитро улыбается. — Только смотри, таких как ты, у Ятеса много перебывало. Да не с пятаками, а с синяками возращались. На другой день иду к Ятесу. На всякий случай прихватил с собой молоток: пусть хозяин подумает, что свернул к нему мимоходом. Вижу, на скамейке около самочерпального цеха сидит Ятес. Подхожу ближе. — Ты что, Александр, по делу ко мне? Я ему все и сказал. — Так ты ведь солдат. — Что ж с того? Что, солдату заработок не нужон? Вскипел хозяин от этих слов, покраснел и полез на меня с кулаками: — Это бунт! Думаете, на вас управы нет! Волю вам дали. — Ты не лезь, — отвечаю ему спокойно, — А то я могу молотком... Замолчал Ятес, заморгал и подался в контору. А я два дня на работу не выходил. На третий день прислали за мной: мол, жалованье добавили. Дурной Ятес был, это сякий скажет.
СТЯЖАТЕЛИРассказ Василия Александровича Кривошеина.Наш отец работал в лесу от отдела топлива фабрики. Рубил лес и на своих же лошадях вывозил. Ятес не давал свой транспорт для перевозок. Труд лесоруба ценился так дешево, что семье хватало только па пропитание. В селе была маленькая школа из двух классов. Нас учил старик, знали его Михаилом Ильичом. Строгий был. Если не выучишь урок, бьет тяжелой линейкой по голове, за уши выдерет или намажет лицо и губы мелом. Второй учитель — поп, отец Степан Унжаков. Этот одно твердил нам: «Чтите царя, бога бойтесь!» Громадный, толстый, страшный, он бил провинившихся крепко, ставил в угол голыми коленками на горох, запирал на ночь в школе. Поучишься в этой школе три зимы, а дальше негде. Правда, в деревне Зырянка, что неподалеку от Заводо -Успенки, своя семилетняя школа. Но туда попадали дети только богатых, а нам, детям рабочих, дальше дороги в ученье не было. Все хозяйчики жили одним законом стяжательства. Не отличался от них и сельский фельдшеришка Георгий Семенович (фамилию но помню). Богато жил, хотя больницу держал всего на носколько коек. Лечить рабочих не лечил, зато умел лекарствами торговать втридорога. Случалось, люди отдавали последнее этому лавочнику от медицины, лишь бы спасти от смерти больного. Мало он не брал, а если наперекор ему что-нибудь скажешь или без поклона подойдешь, то вовсе помощи не жди. Помню, в кабачке, что находился на улице Солдатской (сейчас ул. Ивановская), один пьяный мужик горланил стихи. Но знаю чьи, но слова запомнились:
Бери! И больше нету тут науки. Бери, что можешь только взять. На что ж привешаны нам руки, Как не на то, чтоб брать, брать, брать!
Это про таких живодеров, как Георгий Семенович, как Степан Унжаков. Ох, как любил этот поп великие посты! То установит пост на семь недель, следом петровский пост на пять недель да еще на две недели, не считая еженедельные постные дни по пятницам и средам. От них народ с ног валился, боясь греха и поповского гнева. Если дознается, кто нарушил пост, обрушится на него со страшными заклинаниями и угрозами: «Антихрист, душа твоя бесова! В ад катишься и детей своих разлагаешь! Отлучу от церкви!». Накопятся у людей продукты от постов — поп велит запрячь лошадь и выезжает в деревню собирать подношения, как милостыню. По улицам бегут его слуги и кричат: «Наделяйте попа!» Возвратится Степан Унжаков домой с нагруженной телегой и снова едет, пока не соберет со всех. Кому нечего дать, на того кричит: «Не даешь? Как без попа жить будешь?» Особенно богатые сборы имел в петровские и осенние посты. А в рождество, крещение, пасху и троицу ходил он с крестом по деревне и собирал деньги. Пятак не брал — мало, давай больше. Не от бедности христарадничал Унжаков, а от жадности своей. Имел он в Заводо-Успенке лучшие пашни и сенокосные угодья, собственную дачу. Везде в хозяйстве управлялись за него слуги. И все мало было. Вот какие «столпы культуры» верховодили в ту пору.
(10 октября 1985 года, № 122. Продолжение следует. Начало в № 117). |