ПЬЯНКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

 

Родился 21 ноября 1923 года в Заводоуспенском. Вырос в большой рабочей семье. У Пьянковых было свое гумно, своя веялка. Из 7 детей Михаил самый старший. С 6 лет он уже боронил. Особо ему учиться не пришлось. Только успел закончить 1 класс и пошел помощником к отцу пилить дрова. Дед занимался охотой и рыбалкой. Мальчишки к рыбалке тоже приохотились. А еще собирали саранки как лакомство и лебеду на лепешки. Дед был строгий. Не дай Бог что-то сделать не так, наказания не избежать. Умная добрая бабушка умела спрятать озорника от деда.

В 1932 году семья вступила в колхоз. Теперь полагалось 8 килограммов зерна отцу и 8 килограммов зерна маме. С 14 лет Михаил пошел работать на Заводоуспенскую бумажную фабрику. До получения паспорта подростки могли работать во вспомогательных цехах по 4 часа в день. В 16 лет паспорт получен, и теперь Михаил мог работать уже полный рабочий день. В течение года он был учеником токаря, а потом токарем в мехцехе. Фабрика в те годы выпускала оберточную бумагу, раскурку (для папирос), газетную бумагу. Недалеко от фабрики закладывали сад.

Летом 1941 года было намечено торжественное открытие сада. В назначенный день люди собрались нарядные с гармошками, с песнями, а с трибуны им объявили о том, что началась война. Сразу отправляли первых добровольцев весело, с песнями. Не верилось, что все всерьез и надолго. «Сначала с песнями провожали, потом со слезами», рассказывал Михаил Иванович. Сам он ушел на фронт в 1942 году. Отправлен был в Москву, а затем в Сталинград. Двигались пешком, соблюдая все правила безопасности: ночью шли, днем отдыхали. И вот город на Волге. И сразу в бой, в котором Михаил Иванович был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Это ранение напоминало о себе в течение всей войны и после неё, но участником Сталинградской битвы Михаил Иванович не считается, так как пробыл там меньше суток. В госпитале формировали 11-ю гвардейскую морскую бригаду. М.И. Пьянков вошел в ее состав, но через два месяца открылась старая рана, снова – госпиталь. После лечения пошел в бригаду артиллеристов. Прошел учебу – и снова в бой. Воевал в 54-ой бригаде, где комбригом был Жуков, однофамилец знаменитого маршала Г.К.Жукова.

В 1943 г. окончил курсы разведчиков и попал в Калининскую область. Очень сырой край: болота, частые дожди. Служил рядом с полком, где проходил службу будущий Герой Советского Союза Александр Матросов. Но именно там, в Калининской области, пришлось неоднократно столкнуться с предательством. Как близко оказалась подлость и героизм. Когда освобождали область, видели: если деревня целая, значит, была угодна немцам, а если России деревня предана, то – пепелище.

В разведке Михаил Иванович был старшим группы, сам набирал в свою группу пополнение новобранцев. Солдаты звали его монгольчиком: был невысокого роста, скуласт, небольшие черные глаза. Ну, и конечно, характер: дерзок, верток, энергичен, непримирим.

Военные подвиги солдата отмечены орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». В сентябре 1944 года М.И. Пьянков был награжден орденом Славы III степени, в марте 1945 г. - Славы II степени. За работу и службу в разведке Михаилу Ивановичу был дан отпуск на 1 месяц в конце войны. Находились тогда на территории Польши. Очень плохое впечатление осталось у солдат от поляков. Постоянно чувствовалось враждебное отношение местного населения. И вновь – неоднократные встречи с предательством.

Закончил войну М.И. Пьянков недалеко от г. Луцка. Взвод располагался на косе Балтийского моря. О капитуляции узнали уже 8 мая. Такое событие нельзя не отметить. Ночь. Машины нет. По морю до Большой земли 32 км. Но что делать? Собирались уже добираться на лодке. И вдруг, откуда не возьмись – немецкая машина с продуктами. Ее восприняли как подарок, и продукты использовали по назначению. Немецкий шофер веселился вместе с ними, а потом еще месяц возил по служебным делам командира полка.

С немцами в последующий год приходилось встречаться постоянно. И, в отличие от поляков, об этом народе остались самые добрые воспоминания. Старики немцы всегда говорили: «Вы не виноваты. Если бы наши правители только друг с другом подрались, было бы не так страшно. Но они за солдат спрятались. И наши, и ваши просто выполняли приказ». Немецкие женщины на просьбу дать воды напиться, никогда воды не давали. Они вели солдата к колодцу, доставали ведро с молоком, кружкой брали молоко, отпивали сами, потом давали солдату. Почему молоко в колодце? Но ведь холодильников раньше не было, хранили в холодной колодезной воде. Не все солдаты понимали, зачем хозяйка первой из кружки отпивает? Командиры объяснили – чтобы показать, что молоко не отравлено.

Еще с удовольствием вспоминает Михаил Иванович о немце Керто. Этот немец работал с русским поваром, кормили солдат. Веселый был человек, и часы воровал ловко. Подойдет, бывало, пошутит, побалагурит, а в конце разговора Керто достает из кармана часы и

спрашивает: «Твои?» Потом этого веселого немца отправили в Москву учиться. К сожалению, больше о нем Михаил Иванович ничего не слышал.

Немцы умели во всем чистоту поддерживать: и в домах, и на улицах, и в лесу. Конечно, и среди немцев разные люди встречались, но они не испортили общего впечатления о народе. Только добрые воспоминания сохранились в сердце солдата.

Лишь в 1946 году М.И. Пьянков вернулся домой. Но до спокойной мирной жизни было еще далеко. Вокруг разруха, голод… Большой семье надо как-то жить. Чувствовал Михаил Иванович, что он старший, значит, и ответственности больше. Уговорил двух братьев в Ташкент ехать. Тогда говорили: «Ташкент – город хлебный». Только не доехали немного, в Казахстане остановились. Горы там увидели и очень удивились, что это тоже Уральские горы. Работали в колхозе, на лесозаготовках и на кирпичном заводе. Дома там на наши не похожи. Дома-мазанушки. В них и пол подогревался. А печи, только камины, русских печей не было. Братья Пьянковы неплохо там устроились, но спокойней все же, когда близкие рядом. Вернулись.

Побывал Михаил и на Енисее в Игарке. Позднее в те края уехал работать один из его сыновей. Михаил Иванович не чурался никакой работы. Трудился в химлесхозе, на лесоучастках, а с 1957 года – на торфоразработках. Очень выгодная была работа. В день зарабатывали 130-150 рублей. А потом вновь вернулся на бумажную фабрику. 19 лет жизни отдано этому предприятию, оттуда и на пенсию пошел.

А в 1996 году М.И. Пьянкова нашла еще одна награда – орден Славы I степени. Только тогда в районе узнали, что на нашей земле уже много лет живет еще один полный кавалер орденов Славы.

Многое пережил, испытал Михаил Иванович. Зато к любому труду способный был: и шить самому приходилось, и хлеб печь. Дело в руках спорилось. И попутешествовать жизнь заставила. Михаил Иванович с удовольствием отмечает: «Я на свою жизнь не жалуюсь –много повидал».

И как прискорбно, что Михаил Иванович 9 дней не дожил до 60-го Дня Победы! Это был очень скромный человек. Он достойно пронёс через шесть десятилетий звание Солдата-Освободителя!

Похоронен на кладбище п.Заводоуспенское.

25 мая 2006 года память героя в районе увековечена мемориальной доской, которая установлена на здании Заводоуспенской средней общеобразовательной школы. С 2008 года в п. Заводоуспенское ежегодно будут проводиться соревнования по дартсу, посвященные памяти полного кавалера орденов Славы Пьянкова Михаила Ивановича.

 

Перепечатано с сайта http://tugulym.ru/ из книги «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ТУГУЛЫМСКОГО РАЙОНА».

В работе использованы материалы Л. Рутчиной («Знамя труда» 22.02.2000 г.), Л. Козюкиной, Гимгиной Юли, 14 лет, (Заводоуспенский), Т.А. Киселёвой.